«Шершавым языком плаката…» (В. Маяковский)
Сегодня плакат – наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть неоспоримые преимущества. Плакат – недорогое удовольствие, однако отклик, который можно получить от этого вида рекламы, намного превышает затраты на его изготовление. Именно поэтому яркий, привлекающий внимание дизайном и качеством полиграфии, плакат еще долго сохранит свои ведущие позиции на рекламном рынке.
В рекламе плакат используется уже много веков, и хотя его история началась в Древнем Риме и Египте, годом его рождения считается 1482 г. Тогда некто Батдольд, книготорговец, использовал плакат для привлечения внимания потенциальных покупателей к новому изданию «Геометрии Эвклида». А в 1477 году в типографии англичанина У. Кэкстона появился первый печатный плакат. Прародителями современного плаката можно назвать граффити и гравюру.
Граффити – это рекламные тексты или рисунки, нацарапанные или нанесенные красками на стены античных домов. Например, в Помпеях, на стене одного из домов, была надпись: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания!».
Гравюра изготавливалась методом ксилографии, в основе которого лежал принцип высокой печати. Из цельного куска дерева изготавливалась монолитная печатная форма, с которой печатали до 2000 оттисков.
Только в 1866 году француз Жюль Шере сформулировал первые принципы создания плаката, которые действуют и сейчас: броскость картинки и лаконичность текста. Именно так поданная информация привлекает внимание и воспринимается с первого взгляда. Вообще вторая половина XIX века – расцвет плакатного искусства. В это время в европейских странах прошел «плакатный бум», и его лидером была французская школа графики и живописцев. Рекламные плакаты, созданные в то время - настоящий эксклюзив. И это неудивительно, ведь их авторами были знаменитые художники - А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлейн и др. В России бурное развитие плаката случилось в период Серебряного века (конец 19 – начало 20 столетия). Художниками творческого объединения «Мир искусства» создавались рекламные плакаты в стиле модерн, которые смело можно назвать настоящим произведением искусства. Изысканная графика, тонкие цветовые переходы и волшебные изгибы линий – так можно охарактеризовать работы М. Врубеля Л. Бакстома, К. Сомова, Л. Билибина, Е. Лансре.
Своеобразен характер плаката - когда в обществе наступают тяжелые времена, то именно плакат выходит на первый план. Вспомните революционный или военный периоды нашей истории – тогда плакату уделялось повышенное внимание. Его агитационно-пропагандистские призывы имели определенное влияние на умы людей. Да и меткие, звучные плакатные лозунги до сих пор у нас на слуху, хотя дело было чуть ли не в начале прошлого века: «Родина-мать зовет!», «Ты записался в добровольцы?» и др.
Они бывают нескольких видов – политический, агитационный, антиалкогольный, плакат военного времени, рекламный плакат и киноплакат или афиша. В зависимости от цели, которую хочет достичь автор плаката, он может быть коммерческим (продажа), информационным (информация) или психологическим (внушение) инструментом,
Сейчас возвращается основная, исторически сложившаяся функция плаката – рекламно-информационная.
Высокий темп жизни современного города, постоянно увеличивающиеся количество автомобилей и быстрое движение на улицах – все это заставляет делать плакаты более яркими, броскими, увеличивать их размеры и приводить текст в максимально лаконичную форму, сохраняя при этом ту информацию, которую необходимо донести до потенциального клиента.
Источник: Pechatnik.com