В современной розничной торговле упаковка является одним из важнейших элементов продвижения товара. Многие специалисты добавляют упаковку как 5 элемент в классическую схему маркетинга 4Р- product, price, place, promotion, packaging.
Еще в период зарождения маркетинга одно из первых исследований показало, что упаковка и продукт для потребителя - одно целое. Современная статистика говорит нам о том, что более 30 % покупателей выбирают товар именно по упаковке. И процент постоянно растет. Этому способствует постоянное увеличение количества магазинов самообслуживания разного формата и развитие высокотехнологичных производств, сглаживающих различия между однородными продуктами настолько, что даже постоянные покупатели не в состоянии отличить предпочитаемый продукт при «слепом» тесте. Иными словами на современном рынке конкурируют не продукты, а торговые марки. И упаковка является едва ли не самой главной составляющей их имиджа.
Еще одна тенденция оказывающая заметное влияние на эволюцию упаковки, — это рост благосостояния населения и, как следствие, готовность платить за имидж бренда и качество товара. Это толкает производителей на выпуск все большего количества товаров в так называемом «премиум» сегменте. Соответственно, и упаковка для топ-товара тоже должна быть топ, иначе он просто потеряется на полках среди огромного количества аналогичной продукции.
Как же создать уникальную упаковку или этикетку для супер-товара?
Первый этап1 — это создание эксклюзивного дизайна.
Одно из последних веяний — так называемый европейский стиль — «дорогая простота». Однако здесь надо быть осторожным. Каким бы оригинальным ни был дизайн - он должен соответствовать ожиданиям потребителя. Не всегда ультрастильный дизайн встречает положительный отклик в общей массе консервативно настроенных покупателей.
Вспоминается случай, когда одна известная дизайн-студия разработала качественный, современный и в высшей степени оригинальный дизайн для упаковки конфет. Конфеты, безусловно, выделились на полке среди себе подобных, однако продажи катастрофически упали... Потребитель оказался не готов к такому авангарду. Упаковку пришлось переделывать, приводя к виду более привычному и стандартному.
Получается, что не всегда с помощью дизайна можно выделится и поднять продажи... Как же быть? Рассмотрим поподробнее второй этап производства упаковки, который в идеале должен быть тесно связан с первым для достижения результата. Это подбор материалов и выбор способа печати. (На деле часто разработчики дизайна в силу ряда причин не учитывают всех возможностей печати и теряют кучу шансов создать действительно «продающую» упаковку).
Самыми популярными способами печати во всех ценовых сегментах является офсет и флексо. Самые популярные материалы — это бумага, картон, пластик, пленка. А для придания упаковке эксклюзивности чаще всего применяют различные виды тиснения и выборочное УФ-лакирование.
Безусловно, и офсет, и флексо в ряде случаев - единственные способы изготовления упаковки... Но часто производителям и дизайнерам просто не приходит в голову, что можно делать упаковку как то по-другому. Офсет и флексо сильно ограничены в спектре запечатываемых материалов и часто не дают возможностей для реализации каких- либо творческих идей. Что касается всеми любимых тиснения и УФ-лака... Они любимы уж очень многими... В последнее время эти приемы не всегда спасают упаковку от безликости и неоригинальности.
Трафаретная печать оказывается достойной, а часто и единственной альтернативой офсету и флексо в непростом деле создания уникальной упаковки и этикетки. Возможности трафаретной печати, применяемой как в комбинации с другими способами, так и отдельно, можно назвать поистине безграничными. Широчайший спектр запечатываемых материалов: бумага, картон, пластик, пленка, стекло, ткань, металл, керамика. Возможность прямой печати на тюбиках, флаконах и бутылках практически любой формы. Это дает огромный простор для дизайнерской мысли. А яркие, насыщенные цвета, высокий красочный слой и возможность использовать различные эффекты, перламутровые, бронзовые и флуоресцентные оттенки, превратят даже банальную коробку из гофрокартона в шедевр упаковочного дизайна (хорошая альтернатива кашированному картону, не так ли?).
Источник: Pechatnik.com