Существует несколько версий происхождения визитных карточек.
Согласно первым упоминаниям в исторической летописи, визитные карточки появились в Древнем Китае, во II-III веках до н.э. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной официальной бумаге с написанными на них именем и занимаемой должностью. Эти карточки могли послужить образцом сдержанности и эстетичности в оформлении: никаких лишних и неуместных сведений — только имя, фамилия и должность.
Также в Китае было принято посылать визитную карточку с пожеланиями удачи, здоровья и именем дарителя вместе с подарками.
В XVI-XVII веках гравированные визитки («визите-билетте») уже имели горожане Венеции и Флоренции, где в это время имелась великолепно развитая полиграфическая база. Изготовление визиток стало особым искусством, которым занимались лучшие граверы.
Первое официальное упоминание о визитке относится к временам правления Людовика XIV. Появившись во Франции, визитная карточка стала значимой вещью для представителей Высшего светского общества и сословия, став неотъемлемым репрезентативным аксессуаром. Имея вид игральной карты с именем визитера ( откуда и пошло название самой карточки – от фр. слова «Vizite” – «визит»), визитка представляла своего хозяина во всем величии и блеске его положения.
Первая напечатанная визитная карточка была обнаружена в Германии и датируется 1786 годом. Визитки становились необходимым средством этикета, с умными правилами, управляющими их использованием. Аристократия перенимала практику Французского этикета. Со временем визитные карточки стали атрибутом дам и джентльменов среднего класса и практически не использовались классом рабочих и служащих.
В России визитки появились при Екатерине II. Их отличительной чертой стала гравированная орнаментика, причудливые, вычурные гербы владельцев, унас-ледованные от французского придворного двора, откуда, собственно, и пришла в Россию визитная карточка. Постепенно визитка стала неотъемлемым атрибутом светской жизни. В одном из походов А.В.Суворову итальянцы преподнесли в подарок набор удивительных по красоте визитных карточек с изображением псовой охоты на вепря.
Довольно быстро наступает эпоха минимализма. Дизайн визитных карточек становится строже, визитки становятся лаконичны и просты: "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной информации.
Эра визиток в России началась с бурным развитием экономики в 60-х гг. XIX века. Визитки писались от руки, заказывались в типографиях, известными художниками (Бакст, Бенуа и т.д.) разрабатывались уникальные эскизы. Визитки удивляли своим разнообразием - мужские и дамские, супружеские, свадебные и похоронные, крестильные, пасхальные и рождественские. Появился и новый обычай указывать на карточках адрес владельца, звания, чины и должности. В конце XIX века возникают рекламные тексты, рождается корпоративный стиль, появляются специальные конверты для визиток. По-новому начинается и оформление визиток: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), используются цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, производится золочение обрезов, вырубка. Все это постепенно формирует этикет составления визитки. Основные нормы этикета устоялись, хотя визитка всегда индивидуальна, всегда является частью имиджа своего владельца (у одного из литературных героев она написана кровью).
После революции визитные карточки искоренили, объявив их «буржуазным пережитком». Вновь визитка появилась уже в СССР, но «развивалась» она уже по правилам "местных буржуазных пережитков". По новым правилам писать фамилию владельца карточки следовало впереди имени. Это не соответствовало зарубежным аналогам, приводя многих в замешательство. Еще одним немаловажным правилом „русской визитки“ стал одинаковый размер, полный отказ от какой либо изысканности и «пышности».
В это время на Западе уже существовало два вида визитной карточки: вертикальная и горизонтальная, что значительно расширяло возможности владельца иметь собственную « exclusive calling / visiting / business card». Вертикальный формат визитной карточки пользовался широким успехом в Америке и Канаде.
Но в СССР в основном преобладал горизонтальный формат. В советское время визитка являлась неотъемлемым атрибутом сотрудников ОБКОМ-ов и РАЙКОМ-ов, реже деятелей культуры и космонавтов.
Но времена меняются, и с приходом демократии иметь визитные карточки стало доступно всем! Появился спрос и требовательные заказчики. Информация становится более агрессивной и демократичной, вежливое напоминание о владельце карточки сменилось на престижность самой визитки (дорогие дизайнеры - дорогие визитки - дорогие технологии). Визитка стала стилем новых деловых отношений, утратив старомодный стиль «визитного билета». Она стала более нарядной, декоративной, «разговорчивой». Визитная карточка стала привилегией дизайнеров. Необычные приёмы, дорогая типография, объёмное тиснение и т.д. и т.п. Тексты размещаются как с лицевой, так и с оборотной стороны.
Вслед за многими европейскими странами в России появились "двойные", "тройные" визитки-раскладушки, визитки со сгибами. Современные владельцы визиток стремятся разместить на визитке как можно больше информации: эмблемы и символы, товарные знаки и фотографии, рисунки гербов и флагов! Но среди этой неразберихи существует особый класс профессионально сделанных стильных визитных карточек. Такие визитки становятся произведениями искусства и поражают своей фантазией и профессиональностью. Сейчас визитные карточки помимо рекламной функции, выполняют функцию эмоционального воздействия. Их вкладывают в письма, в букеты, в подарки. Фирменные визитные карточки служат еще и справочником, они предлагаются потенциальным клиентам наравне с буклетами, листовками, прайс-листами.
Но, несмотря на всё это, осталось главное и основное свойство визитки, не утратившая своей значимости на протяжении веков — это её представительность!
Источник: www.adwizer.ru