понедельник, 9 июля 2012 г.

Аромамаркетинг

Маркетинговые технологии, образы и подходы имеют тенденцию устаревать, причём устаревать быстро. Так, театры, оперы, кинотеатры рождались и погибали в гонке за яркими декорациями, костюмами и мощными осветительные системами — с целью увеличить эффект шоу.

Развивалось и аудио-оформление кинозалов: сначала стерео, потом 3d и Dolby Surround технологии имели единую цель — эмоционально зацепить и впечатлить клиента. Маркетинг, как вид деятельности, направленный, фактически, на привлечение внимания потребителя, всю свою историю ищет новые подходы и возможности удивить, «схватить и не отпустить». Но как это сделать, когда, казалось бы, всё, что можно уже придумано? В поиске ответа на данный вопрос в конце ХХ века вовремя подоспели психологи с очевидной, но не принимавшейся во внимание ранее аксиомой: восприятие человека формируется из всего того, что он видит, слышит, нюхает и трогает (возможно, чувствует на вкус). Следовательно, и потребитель воспринимает компанию, а также предлагаемые ею товары / услуги в этих же пяти плоскостях. В XXI веке, когда в направлениях зрительного и слухового восприятия ничего по-настоящему нового и впечатляющего придумать уже, наверное, нельзя (надежда только на 3d-технологии, которые пока что весьма дорого стоят), появление нового оборудования дало возможность вооружиться, пожалуй, последним доступным, но ещё всерьёз незатронутым маркетингом инструментом воздействия на человека — запахом. 

Действительно, современные маркетинговые технологии перегрузили визуальное и аудиальное пространства (зрение и слух) потребителя настолько, что такое воздействие оказывается просто низкоэффективным, если только не предполагает вложения громадных средств. На волне вышеизложенного естественным образом возник и сформировался новый направление деятельности по продвижению товара — аромамаркетинг.

Аромамаркетинг — направление маркетинга, основывающееся на использовании различных запахов и ароматов с целью стимулирования продаж, продвижения товара на рынке и благоприятного влияния на покупателя. Его возможности распространяются от аромаклининга (нейтрализации нежелательных запахов) и аромадизайна помещений почти любого размера, заканчивая ароматизацией сувениров, полиграфии и даже бензина — для особо искушенных. В ногу с этим явлением шагает и понятие аромадизайна.

Аромадизайн, как инструмент аромамаркетинга — это вид профессиональной деятельности, возникший на стыке дизайна интерьеров, профессиональной ароматерапии и маркетинга, и представляет собой целый комплекс мероприятий, создающих специальную ароматическую атмосферу, стимулирующую те или иные эмоции человека.

Аромамаркетинг и аромадизайн имеют применение фактически во всех сферах и направлениях организационной деятельности и PR (Рестораны, клубы, кафе; Офисы организаций, банки, агентства недвижимости, консалтинговые конторы, receptions (приемные), VIP-залы; Магазины любой специализации, бутики, супермаркеты; Спорт— и фитнес-центры, сауны, салоны красоты и SPA-салоны; Театры, кинотеатры, развлекательные центры; Промо-акции, вечеринки, премьеры, показы, выставки, презентации, конференции и прочие мероприятия (PR, BTL, Event); Клиники, медицинские учреждения; Гостиницы и туристический бизнес; Транспорт и автомобильная индустрия (автосалоны, вагоны, салоны самолетов, метро и т.п.); Полиграфия и наружная реклама (визитки, буклеты, открытки, рекламная продукция, книги, брошюры, платежные счета, чеки, билеты и прочее); Художественные галереи, музеи, дизайнерские и арт-студии; Казино, залы игровых автоматов; Сувенирная продукция, подарки, декор и прочее).

Аромамаркетинг является средством повышения конкурентоспособности предприятий наряду с ценой, качеством и популярностью торговой марки. Так, согласно исследованиям, ароматизация воздуха в магазине способна поднять продажи на 15% — без расширения ассортимента и дизайнерских перепланировок.

Главная задача аромамаркетинга — улучшить настроение покупателя и расположить его к себе; сделать так, чтобы ему было хорошо и напрямую связать это ощущение с компанией. Это и становится важным конкурентным преимуществом последней.

Сам процесс ароматизации предполагает использование искусственно синтезированных отдушек, которые воздействуют на человека по принципу ассоциаций — в отличии от 100% натуральных эфирных масел, которые, в свою очередь, влияют на физиологические и химические процессы, протекающих в организме человека. Таким образом, первый подход исключает возможность аллергии либо неэтических воздействий на потребителя. Научно доказано, что информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека. Вывод: запахи — незаменимый инструмент в современном искусстве продаж.

В ближайшее время, обоняние, как канал коммуникации, будет использоваться всё чаще. Рано или поздно данное направление несомненно произведёт переворот во взглядах современных маркетологов, изучающих каналы коммуникации ‘товар — клиент'.

Учеными доказано, что запах является мощнейшим средством воздействия на эмоции, внимание и память человека. Западным опытом убедительно подтверждено, что технологии аромамаркетинга являются эффективными при работе с клиентами и могут применяться с целью:
  • Создания особой атмосферы в местах пребывания клиентов, которая позволит им выделить именно Вас среди конкурентов (улучшения имиджа организации);
  • Задержки клиентов в местах продаж (или предоставления услуги) на более продолжительное время;
  • Увеличения объема продаж;
  • Повышения лояльности клиентов и желания посетить место повторно;
  • Дополнительного рекламирования за счет ощущения аромата за пределами помещения (сувениры, подарочная продукция);
  • Улучшения восприятия клиентом качества предлагаемых товаров и услуг;
  • Привлечения новых клиентов посредством стимулирования импульсного (заранее не запланированного) приобретения ими товара / услуг;
  • Повышения эффективности труда работников, способствования концентрации внимания, снятия стрессовых состояний, решения проблемы текучки кадров;
  • Повышения конкурентоспособности предприятия.
  • Непрямой рекламы бренда ароматизированными товарами / услугами;
  • Поддержание сезонных и праздничных рекламных кампаний посредством применения специальных ароматов;
Следующие несколько лет применение аромамаркетинга в Украине будет давать исключительно конкурентное преимущество: его использование здесь пока не массово, является новым, эксклюзивным и крайне интересным для потребителя. Лет через 5 использование таких технологий станет, скорее всего, нормой для солидных компаний и будет уместнее вести речь о том, что неприменение арома-маркетинга дает преимущества вашим конкурентам на рынке (так, если 20 лет назад «евроремонт» в магазине Киева был признаком его элитности, то уже 10 лет назад это стало обязательной нормой для подобного заведения даже среднего класса).

Каждый менеджер с необходимостью должен задуматься о возможности использования этой технологии. Ведь она уже давно проверена на практике, её эффективность доказана опытом наших западных коллег, а область применения несомненно будет расширяться в ногу с активностью креативных менеджеров.

Источник: www.adme.ru