четверг, 3 мая 2012 г.

То, во что одета книга

Переплёт — твёрдое, прочное покрытие книги, содержащее ряд её выходных сведений и предназначенное для соединения листов книги вместе и защиты книжного блока. Также переплёт является элементом художественного оформления и таким образом, средством характеристики книги. Переплёт был изобретён около 400 года. 

Виды переплета

Переплет книги, повышает уровень её долговечности и значительно увеличивает удобство чтения. Одновременно, необходимо выбрать наиболее подходящий вид переплета, ибо он играет важное значение при расчете стоимости той или иной книги. Существуют следующие виды переплета:

Твёрдый переплёт. Данный вид переплёта представляет из себя книжный блок. Он образуется путём сгибания отпечатанных листов, которые обычно собираются тетрадками по 8 листов. Эти тетради в последствии сшиваются между собой нитью и подгоняются под нужный формат путём обрезки. После чего книжный блок помещается в переплетную крышку. Что же представляет из себя переплётная крышка? Проще говоря, это такие листы картона, которые оклеены материалом который был предварительно переплетён, балакроном, ламинированной бумагой. Объединение книжного блока и переплетной крышки осуществляется благодаря бумажному листу, под названием форзац. Он приклеивается на внутреннюю кромку блока и на внутреннюю сторону переплётной крышки. Ткань, служащая дополнительной связью между крышкой и книжным блоком, приклеивается на корешок последнего. Верхняя и нижняя части оформляются капталами. Самые распространённые виды твёрдого переплёта, это 7БЦ и 7Б.

Мягкий переплет. В данном случае используются книги в мягкой обложке. Отличие от твёрдого переплета в том, что страницы в книжном блоке могут формироваться тетрадками, а так же составляться в подбор. Из первого варианта получается книга с ниткошвейным внутренним блоком, а из второго - бесшвейным соединением со внутренним блоком, на клеевой основе (КБС). При непосредственном производстве данного переплёта, внутренний блок соединяется с обложкой. А обложка должна быть предварительно отпечатана на мелованной либо офсетной бумаге плотностью приблизительно 160-300 гр/м. Данная плотность необходима для того, чтобы обеспечить книге необходимую долговечность. Бумагу же меньшей плотности, не рекомендуется использовать при печати обложки.

Книга, «одетая» в мягкую обложку — это книга в мягком переплете. На сегодня мягкий переплет очень популярен из-за своей дешевизны как для книгопечатников, так и для читателей книг.

Предназначен такой переплет для тех книг, которые не предполагает долго хранить, коллекционировать, для так называемой «одноразовой литературы», для учебников, словарей, «покетбуков». Книга в мягком переплете получается дешевой, легкой, привлекательной, но, к сожалению, недолговечной.

Книжные листы в мягком переплете скрепляются клеем путем бесшвейного соединения. Изобретен был этот способ в США, в самом начале 20 века, однако распространение свое получил намного позже. Только к середине 40-х годов ведущие европейские типографии стали применять именно этот способ переплета. В это же время появился карманный вариант книги в мягкой обложке — широко известный и на сегодня «покетбук».

Клеевое бесшвейное соединение (КБС). При изготовлении книги КБС, книжный блок прикрепляется к обложке методом склеивания. Для наиболее удобного и качественного проклеивания, используется торшенирование. Оно подразумевает создание поперечных подрезов на корешке блока, которые в свою очередь в процессе переплета книги заполняются клеем.
На сегодняшний день, клеевое бесшвейное скрепление при промышленном производстве брошюр и книг считается доминирующим способом. Основной причиной этого считается необыкновенная эффективность данного способами. 

Бесшвейное клеевое скрепление, имеет такую же производительность, как и обрезка или подборка. Именно это даёт возможность создания поточных линий с высокой производительностью. В настоящее время предлагаются различные варианты по усовершенствованию клеевого скрепления.

Стоит отметить, что во всех машинах клеевого скрепления, на сегодняшний день реализован метод фрезерования корешка. Правильный выбор клея, а также тщательная обработка корешка, играют особое значение при создании прочного скрепления.

Интересной особенностью является то, что клеевое бесшвейное скрепление открывает новую возможность при создании блока, такую как автоматизация технологического процесса.

Во многих полиграфических предприятиях, используются классические машины клеевого скрепления, которые характеризуются следующими особенностями:

Специализированной модульной концепцией, которая даёт возможность пользователю на своём предприятии устанавливать устройства соответствующие его задачам;
Огромным количеством всевозможных эффективных процессов скрепления тех или иных видов изделий, отличающихся друг от друга требованиями к качеству скрепления;
Возможностью объединения резальной машины с подборочной.
Обложка бигуется после отделения от стапеля, после чего с клеем прижимается к открытой поверхности.

Скрепление скобой. Внутренний блок подвергается прошивке на 2-3 скобы, в зависимости от размера. После прошивки мы получаем брошюру, которая весьма похожа на школьную тетрадку. Так же, скобой можно скреплять издания "втачку". При использовании данного метода, внешним видом издание будет походить на книгу в КБС переплете.

Скрепление на пружину. Данный вид переплёта имеет большую популярность и используется в большинстве случаев для переплета выставочных материалов, офисной документации и прочему. Обложка соединяется с внутренним блоком такого издания благодаря металлической или пластиковой пружинке. Именно для этого вдоль будущего корешка делаются специальные прорезы на отпечатанных листах. 

Художественный переплёт книг

Художественный переплет – важная деталь оформления любого издания. Подарочные книги, альбомы, атласы, имея художественный переплет, выглядят намного солиднее, ярче, наряднее. Получить такую книгу в подарок не просто приятно, а и престижно. На книжных полках художественный переплет смотрится более выигрышно, по сравнению с обычный. Он становится неотъемлемой частью дизайна интерьера кабинетов.

Художественный переплет часто используют при создании культовых книг. Художественный переплет Евангелия, Библии, других церковных книг, используемых во время церковных обрядов, блестит золотом, многочисленными драгоценными камнями или просто расшит разноцветными бусинами, бисером, блестками. Такое необычное оформление перелета придает богослужебным книгами торжественность и является одним из средств создания светлого, приподнятого настроения у прихожан церкви.

Художественный переплет выполняют в типографиях. Существуют переплетные мастерские, специализирующиеся на художественном переплете. Художественный переплет создают, используя всевозможные дизайнерские решения и материалы. 

Металлизированная нить, золотое и серебряное тиснение, фольгирование, термоподъем, использование разнообразных шрифтов оригинального начертания – все это и многое другое позволяет сделать художественный переплет настоящим произведением искусства.

Художественный переплет, выполненный со вкусом и фантазией, таким образом, способен существенно повысить стоимость книги, улучшить ее внешний вид, что особенно актуально для подарочных изданий или становится достойным оформлением раритетных очень дорогих книг. Художественный переплет необходим и в тех случаях, когда книги становятся частью интерьера комнаты, например библиотеки.

Художественный переплет может оформлять раритетные издания или дорогую антикварную книгу, тогда к его разработке подходят с особым вниманием. Дорогие, подчас драгоценные материалы, используемые при создании художественного переплета, представляют собой достойное обрамление для ценного издания. Натуральная кожа, особым образом выделанная, позолота, иногда золото и серебро или даже драгоценные камни подчеркивают ценность книги и придают ей нарядный вид.

Достойное стилевое оформление корешков книг, позволяет добиться единства стиля всей библиотеки, сделать ее классической и торжественной (если художественный переплет книг выдержан в сдержанных тонах благородного золота). Или по-молодёжному модернистской (в этом случае художественный переплет должен быть ярким, броским, - но цветовое решение библиотеки в этом случае обязательно должно быть общим, единым для всех книг – пестрота недопустима). 

Иногда художественный переплет одной дорогой книги, поставленной на полку, может сам по себе стать прекрасным украшением гостиной или столовой, указывая на высокий социальный статус хозяев. 

Источник: Print-Info