вторник, 21 августа 2012 г.

Как появились «люди-сэндвичи» или краткая история наружной рекламы

Биллборды, вывески, витрины, рекламные тумбы, сэндвич-мэны, сити-форматы, световая реклама и реклама на транспорте стали неотъемлимыми атрибутами современного мегаполиса. Однако мало кто знает, что многие современные наружные рекламоносители имеют вековую, а некоторые даже тысячелетнюю историю. Поистине – все новое - это хорошо забытое старое.

Вывески

Древнейшим видом наружной рекламы являются вывески. Уже в Древней Греции и Древнем Риме торговцы, а также владельцы питейных заведений, терм, гостиниц и мастерских широко использовали вывески для привлечения клиентов. Изначально в местах торговли в качестве вывески над входом размещались реальные товары. К примеру, у молочной лавки помещался барельеф козы, а у булочной – барельеф мельницы, приводимой в движение мулом. Помимо изобразительных элементов вывеска могла содержать и текст, причем кроме названия заведения и профиля его деятельности на древних вывесках можно встретить развернутый рекламный текст, рекламные слоганы и даже стихи. 
Технологии изготовления вывесок в античности были довольно разнообразными. В качестве исходных материалов для древних вывесок чаще всего использовался мрамор или терракота – обожженная глина. На мраморе высекалось изображение и текст в результате получался барельеф. Терракотовые барельефы изготавливались путем обжига вылепленной глиняной заготовки.

В средневековье вывески были практически единственным средством наружной рекламы. С V-XIII вв. вывески содержали только знаки и символы. Пояснительные надписи и имена хозяев чаще всего отсутствовали, так как подавляющее большинство населения было неграмотным. Со временем появились универсальные символы у слесарей – ключ, у виноторговцев – бочонок, у ростовщиков – три шара.

В XVI-XVIII веках на европейские вывески оказывала влияние живописная станковая картина и рядом с лаконичными символьными вывесками появились вывески написанные маслом. Примером может служить так называемая «Вывеска Жерсена», которая была написана выдающимся французским живописцем Антуаном Ватто для парижской антикварной лавки. Парижане и гости столицы специально приходили к антикварному салону Жерсена, чтобы полюбоваться работой Ватто. 

В России, как и в Европе, первой формой вывески была предметно-знаковая. На воротах домов и торговых помещений вывешивались предметы сбыта или ремесленного производства. К концу XVII века в российский быт проникает живописная вывеска. Российская живописная вывеска многое взяла от лубка: яркие краски, контрастные цветовые сочетания, примитивизм изображений, несоразмерность фигур. Современник так описывает российские живописные вывески середины XIX века: «Соразмерность и градация фигур, величина, форма и колорит вывесок уморительны в высшей степени. Мясники с растопыренными руками и громадными секирами, петухи, стоящие возле быков, которых они головою выше, куры с почти человеческими лицами – все это бесподобно».

В современной городской среде сохранились шрифтовые и предметно-знаковые вывески, лишь живописные вывески ушли в прошлое, уступив место вывескам с элементами полноцветного изображения, отпечатанного на баннерной ткани или самоклеющейся пленке методом цифровой широкоформатной печати.

Витрины

Слово «витрина» происходит от французского слова «vitre» -«стекло». Это не случайно, поскольку именно расширение производства стекла в конце XVII века в Западной Европе привело к возникновению витрин. В древности функции витрины выполняла непосредственная выкладка товара на специально выставленных на улицу прилавках. Первые витрины появились в Англии в середине XVII века и оттуда постепенно распространились по всей Европе и Северной Америке. Декорированием витрин поначалу занимались художники, театральные декораторы и рекламные агенты. В середине XIX века появилась профессия витринного декоратора.

Подсвечивать витрины в темное время суток начали во второй половине XIX века. Сначала с помощью газовых рожков и керосиновых ламп, а затем и с помощью электричества. В начале XX века некоторые торговцы вместо манекенов пытались использовать живую натуру – животных и птиц в клетках, рыбок в аквариуме, людей, занимающихся вязаньем (магазин рукоделия) или рисованием (магазин канцелярских товаров).

В оформлении современных торговых предприятий по-прежнему используются витрины. На смену витринной коробке прошлого приходят витрины, не имеющие задней стенки, которые демонстрируют прохожим все, что происходит внутри магазина. Современные рекламисты продолжают опыты своих предшественников с живой натурой в «застекольи». Так в середине 90-х годов в витрине одного из московских мебельных салонов несколько недель жила пара молодоженов. Акция получила широкое освещение в СМИ, однако увеличился ли объем продаж этого предприятия до сих пор остается загадкой.

Наружные плакаты

Первый рекламный печатный плакат был отпечатан в типографии англичанина У. Кэкстона в 1477 году. Однако и в античности и средние века существовали предплакатные формы наружной рекламы. В древнем Риме была широко распространена такая предплакатная форма как граффити - от латинского «grafio» - «царапаю». Граффити представляли собой рекламные тексты реже рисунки, которые нацарапывались или наносились краской на стены домов жителями античных городов. К примеру, на стене дома, расположенного на одной их оживленных улиц Помпей, была такая надпись: « Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания!»

Другой предплакатной формой античности была настенная живопись. Так для анонсирования представлений на стене театров рисовали красочную протоафишу. Эта «афиша» помимо названия представления и даты содержала живописное изображение самых драматичных и зрелищных моментов театрального действа.

В Х веке по Европе стала распространяться технология производства бумаги. Поначалу бумага стоила очень дорого, но к XVI веку она стала доступной по цене даже для простых граждан. Именно в этот момент в средневековой Европе и появилась такая предплакатная форма рекламы, как siquis (краткие рекламные объявления, написанные от руки на небольшом куске бумаги). Другой предтечей плаката была средневековая гравюра, которая изготавливалась методом ксилографии. В основе ксилографии лежал принцип высокой печати. Монолитная печатная форма изготавливалась из цельного куска дерева, с нее можно было напечатать до 2000 оттисков. Но производство печатной формы было очень трудоемким и занимало много времени. Изобретение Иоганном Гутенбергом в 1445 году устройства отливки металлических литер для наборной печатной формы и печатного станка, в разы ускорило процессы производства печатной формы и увеличило скорость печати до 100 оттисков в час. Эти нововведения позволили производить афиши большими тиражами, что сделало их средством массовой информации.

Первые рекламные афиши содержали только текст, но с изобретением в конце XV века медной гравюры (разновидности глубокой печати) не афишах появились иллюстрации. Глубокая печать позволяла создавать полутоновые изображения, однако изготовление медной печатной формы было чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Поэтому размеры рекламных плакатов были небольшими 22*25 см и 22*50 см.

Во второй половине XIX века в европейских странах нарастает «плакатный бум». Лидером этого движения закономерно стала французская школа графиков и живописцев. Оригинальные авторские рекламные плакаты создавались такими известными художниками как А.Тулуз-Лотрек (серия плакатов для кабаре «Мулен Руж»), Т. Стейнлейн (арт-кафе «Ша нуар»), А. Муха (афиши к спектаклям с участием Сары Бернар, реклама детского питания «Нестле») и др.
Активное развитие плаката в России пришлось на последнюю четверть XIX и начало ХХ века. Настоящими произведениями искусства стали рекламные плакаты, созданные русскими художниками, входившими в объединение «Мир искусства»: М. Врубелем, Е.Лансере, Л.Бакстом, К. Сомовым, Л.Билибиным. Плакаты мирискусников были выполнены в стиле модерн и отличались изысканной графикой, причудливостью линий и тонкими цветовыми переходами.
Сегодня плакаты применяются как самостоятельное средство рекламы в виде афиш, а также в качестве составных элементов в таких рекламных конструкциях как сити-формат, пилларс и щитовая установка. Кроме того, у плаката благодаря изобретению технологий цифровой широкоформатной печати и рулонных ПВХ-носителей, появился «большой брат» - брандмауэр.

Рекламные тумбы

В середине XIX века крупные города Европы заболели «кожной болезнью» - рекламными плакатами с веху до низу были облеплены дома, заборы, сараи и даже деревья. Чтобы хоть как-то противостоять этому стихийному бедствию владелец типографии Эрнст Литфасс в 1885 году с разрешения полиции установил в Берлине 150 тумб для размещения плакатов. В 1912 году по всей Германии было установлено уже 1 500 «тумб Литфасса». Конструкция тумбы Литфасса состояла из трех основных частей: цоколя, колонны, непосредственно на которой размещались рекламные плакаты, и карниза, который украшался резьбой или скульптурной композицией. Подобные тумбы в начале XX века появились и в России.
На сегодняшний день рекламные тумбы широко используются как в европейских странах - Франции, Германии, Венгрии, Австрии, так и в России. Современные рекламные тумбы бывают двух видов – классические круглые тумбы и трехгранные тумбы – пилларсы. Пилларсы были созданы швейцарскими архитекторами Карлом Акингом и Холгером Бломом. Акинг и Блом поставили себе задачу создать рекламную тумбу, которая позволяла бы оказывать максимальное воздействие, как на пешеходные, так и на транспортные потоки. Им это удалось - как показали исследования коэффициент запоминаемости информации, размещенной на пилларсе, достаточно высок и составляет 40 %. Современные варианты тумб оснащены внутренней подсветкой и благодаря изящному дизайну органично вписываются в любую архитектурную среду.

«Сэндвич-мэны»

Античных и средневековых глашатаев, выкрикивавших на городских улицах рекламные объявления, в XVII веке сменили зазывалы, привлекавшие посетителей в конкретную торговую точку или место досуга. В начале XIX века к зазывалам присоединились безмолвные «сэндвич-мэны». Впервые «люди-сэндвичи» появились на улицах британской столицы. «Люди-сэндвичи» с размещенными на спине и на груди плакатами исполняли роль передвижной рекламной установки. «Сэндвич-мэны» поначалу очень раздражали чопорную британскую публику. Так знаменитый английский писатель Диккенс назвал «сэндвич-мэна» - «… куском человечины между двумя слоями рекламного теста». Во второй половине XIX века «сэндвич-мэны» прописались в США.
Сегодня «сэндвич-мэны» - это самое дешевое средство наружной рекламы, которое используется в основном фотомастерскими и небольшими магазинчиками. Но как показывает практика «люди–сэндвичи» могут с успехом продвигать не только «кафешки за углом». Например, шведская компания «Bang & Olyfsen», производитель элитной аудио и видеотехники использовала «сэндвич-мэнов» с целью…формирования имиджа. «Люди–сэндвичи» респектабельного вида с рекламными плакатами поверх кашемировых пальто прогуливались по улицам шведской столицы. Надпись на плакатах гласила: Ошеломляющее предложение! 0% Скидка на все!». Эта серия рекламных плакатов получила «Бронзового льва» на международном фестивале рекламы «Каннские львы- 2002».

Реклама на транспорте

Транспортное средство для размещения рекламы впервые было использовано в конце XVII в Англии. Первым транзитным рекламоносителем стали расписные дилижансы. В начале XIX века в Британии на улицах городов появились конные рекламные процессии. На повозках запряженных лошадьми укреплялись огромные щиты, воспроизводившие облик рекламируемых товаров, к примеру, высоченные цилиндры или «гулливеровы сапоги». Эти повозки передвигались по городу очень медленно, создавая пробки, что вызывало недовольство горожан. В 1824 году лондонский купец Харис предложил устанавливать на курсирующих по городу повозках вращающиеся тумбы с внутренней подсветкой. Наклеивавщиеся на них рекламные плакаты пропитывались маслом и изнутри освещались фонарями. В 1853 английский парламент запретил использовать конные упряжки и кабриолеты исключительно с рекламными целями. Рекламу теперь можно было размещать только на бортах общественного транспорта. 

Возможности современной транзитной рекламы практически безграничны и простираются от «превращения» трамвайного вагона в «шоколадный батончик на колесах» (посредством полной оклейки вагона полноцветными изображениями, напечатанными на перфорированной пленке) до размещения рекламных посланий на бортах самолетов и космических кораблей.

Рекламная мысль не стоит на месте. Современные кулибины от рекламы продолжают совершенствовать «наружку», изобретая самые невероятные носители и способы рекламирования, которые, несомненно, войдут в историю наружной рекламы XXI века. Уже сейчас на пляжах далекого Пуэрто-Рико работают специальные машины, оставляющие на белоснежном песке «рекламные отпечатки», на улицах Москвы «мяукают» тумбы с рекламой кошачьего корма, песики, одетые в жилетки с рекламными надписями, деловито вышагивают по улицам Нью-Йорка, вывески кофеен источают ароматы свежесваренного кофе и булочек с корицей, а в ночном небе, соревнуясь в яркости со звездами, плывут проецируемые лазерными установками логотипы.

Источник: www.salle.ru