Итак, через неделю вам предстоит выступить с презентацией новой услуги. Аудитория – ваши клиенты. И вы прекрасно знаете, о чем собираетесь им сказать, но как оставаться для них интересным, как заставить аудиторию внимательно слушать вас на протяжении всего выступления?
Конечно, выступление перед аудиторией требует от вас определенной подготовки, но особое внимание следует уделить речи.
Ваша речь – это не скучная последовательность фактов и статистики (хотя, безусловно, это придает вам образ «надежного источника», которому можно доверять). Но! Это не поможет удержать внимание публики. Необходимо постоянно удерживать внимание аудитории, тем более, если речь идет о большом количестве людей. И если кто-то из присутствующих начнет от скуки зевать, можно не сомневаться, этот жест «невнимания» тут же «подхватят» остальные. Ваша задача, как спикера, обсудить новые, ни кем до этого не освещаемые (или практически никем) темы из деятельности вашего бизнеса.
Так как же удержать внимание аудитории?
Безусловно, сначала вы должны всех убедить в логичности своего доклада и подтвердить актуальную тему фактами и цифрами (поскольку это – база вашего сообщения). И только после этого вы можете рассчитывать на доверие со стороны аудитории, которая будет понимать, про что вы говорите. Еще одна из проблем, стоящая перед оратором – ваша аудитория может думать гораздо быстрее, чем вы говорите. И как только публика услышит основные факты, подтвержденные цифрами, она может в миг потерять интерес к вашему докладу.
Что делать? Просто на мгновение сделайте небольшую паузу и пробегите глазами по аудитории, это поможет вновь вернуть внимание к себе.
Но для того, чтобы удерживать внимание большой аудитории, только хорошо подготовленного сценария выступления недостаточно. Да, без него не обойтись, но если вы рассказываете о своей интересной и актуальной теме грустным монотонным голосом, лишенного всяких эмоций, вы никак не сможете предостеречь себя от скучающих глаз публики!
И здесь огромное значение имеют работа над вашим голосом. Многие известные ораторы хорошо знают о влиянии голоса и интонации на аудиторию. Обратите внимание хотя бы на спортивных комментаторов, которые управляют своим голосом. Как они передают я тысячам болельщикам свои эмоции, свои чувства волнения за команду!
Но если вы еще не можете похвастаться своим поставленным голосом, то выход есть.
1. Следите за тем, чтобы ваша речь была логически организованной, последовательной, обоснованной, непротиворечивой. Поддержанию внимания аудитории способствует подача идей в противопоставлении. Применяйте прием драматизации: подойдут наглядные и эмоциональные изображения событий, относящихся к тематике выступления. Прибегайте к провокации. Заявите факты, которые наверняка вызовут несогласие аудитории (следовательно, привлекут ее внимание), а затем вместе со слушателями придите к конструктивным методам решения проблемы.
2. Ваша речь должна быть содержательной. Новая, неизвестная слушателем информация или же оригинальная интерпретация ранее известных фактов заинтересовывает аудиторию.
3. Излагайте факты доступно. Делайте паузы для осмысления услышанного. Слушатели должны успевать усваивать сказанное и записывать, если это необходимо.
4. Включайте в свою речь термины и понятия, определения которых вы точно знаете. Постарайтесь, чтобы ваше выступление было доходчивым и понятным. Для этого используйте примеры из жизни, наглядные пособия, художественные средства, рационально сочетайте теоретические положения с фактами.
5. Используйте красочные словесные образы, меткие выражения, оригинальные сравнения. Применяйте разнообразные приемы изложения. Например, вопросно-ответный ход, диалогизацию речи, время от времени обращайтесь к слушателям, - иначе они начнут скучать.
6. Будьте убедительны и эмоциональны. Искренность не только удерживает внимание аудитории, но и вызывает сопереживание к проблеме выступления, заражает собравшихся отношением к ней. Как гласит восточная мудрость: «Говорящий не сможет убедить никого в том, о чем говорит, если у него нет в сердце того, что не сходит с языка».
7. Сочетайте разговорную речь с непринужденной манерой изложения материала. Это хорошо действует на слушателей, приглашает их к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в жестикуляции, позе оратора, выражении его лица и звучании голоса. Меняйте интонацию во время выступления. Говорите то громким голосом, то тихим, переходя практически на шепот. Слушатели будут прислушиваться к вам, стараться уловить каждое сказанное слово.
8. Внешность имеет огромное значение. Одежда оратора должна всегда быть опрятной, прическа – в порядке, руки и ногти – ухоженными, обувь – начищенной. Не допускайте эксцентричности, ведь все будут смотреть на вас.
9. Практикуйте перед зеркалом свои выступления. Не хмурьтесь, не витайте в пространстве. Работайте с мимикой. Упражняйтесь в напряжении и расслаблении мышечной мускулатуры.
10. Понаблюдайте за собой. Умеете ли вы правильно стоять? Вот оптимальная поза оратора: ноги расставлены на пять-семь дюймов, носки слегка врозь, одна нога немного выставлена впереди другой, в руках и плечах нет напряжения, шея и голова чуть выдвинуты вперед, живот подтянут, грудь выставлена.
И помните, если человеку легко воспринимать информацию, значит, он сможет без труда ее понять. Если публика понимает, о чем вы говорите, значит, вам будет легко донести суть доклада до нее. А если людям интересно вас слушать, они будут мотивированы на то, чтобы воспользоваться вашей информацией. А это и есть результат эффективного выступления!
Источник: oratoru.ru