среда, 18 декабря 2013 г.

Главная цель - всех-всех поздравить с Новым годом!

Предновогодние будни в офисах фирм непременно сопровождаются напряженной работой над праздничной открыткой или традиционным календарем, которые впоследствии рассылаются поставщикам, партнерам и клиентам.

В чем смысл предновогодней рассылки

Каждый творческий работник подтвердит, что без вдохновения работа продвигается с трудом. К сожалению, не все могут позволить себе в ожидании музы отложить ее на потом.

Первая цель рассылки — продемонстрировать заботу о клиентах

Новогодние рассылки обычно стартуют в первую, вторую неделю декабря. Это то время, когда в офисах только-только начинают устанавливать и украшать пластиковые елочки, развешивать шары и мишуру. От этого праздничного декора у всех прекрасное настроение. Все предвкушают сумасшедшую новогоднюю корпоративную вечеринку, которая уже не за горами, а также новогоднюю ночь, пропитанную запахами хвои и мандаринов. Первая присланная открытка доставляет радость. Ее устанавливают на столике в холле, рядом с новогодним коллажем из свечей и сосновых веток. Помню, мой босс всегда замечал первую доставленную открытку. Он даже не ленился надеть очки, чтобы посмотреть, от кого она.

День за днем, неделя за неделей начинают прибывать всё новые и новые открытки, большие настенные и средненькие настольные календари и, наконец, маленькие календарики размером с визитную карточку. Везде мелькают логотипы, слоганы компаний, которые якобы заботятся о нас настолько, что шлют свои поздравления и даже обращаются в них к нашему директору не как попало, а по имени и отчеству. Постепенно столик в холле оказывается завален открытками и календарями. Никто на них не смотрит. У всех подобный бардак у входа в офисы вызывает раздражение. В конце концов директор распоряжается убрать всё, оставив только лучшие, самые красивые открытки.

Если мы действительно заботимся о наших клиентах, партнерах и т. д. , то по меньшей мере должны сделать всё возможное, чтобы наша открытка оказалась среди этих самых лучших, которые пусть на короткое время, но все же задержатся в поле зрения того, кому они адресованы, а не станут мусором.

Вторая цель рассылки — повысить узнаваемость марки

Ни для кого не секрет, что новогодняя открытка или календарь — это не дань вежливости. Это инструмент маркетинга. Отправляя открытку от имени компании, мы как бы ненароком напоминаем потенциальным и имеющимся клиентам о нашем существовании. Будь мы абсолютно искренними, то написали бы на развороте: «С Новым годом! С новым счастьем! Купите у нас!» К сожалению, не всё так просто. Фраза «купите у нас» хоть и подразумевается, но тщательно вуалируется. Новогодняя открытка — это не призыв к принятию моментального решения о покупке, это скорее способ закрепления имиджа, известности марки в сознании потребителя. Стало быть, цель — это быть увиденным, запомниться.

Возвращаясь к традиционным открыткам и календарям, зададимся следующими вопросами: каков процент по-настоящему интересных, необычных вариантов дизайна по отношению к абсолютно заурядным изображениям елочки, Деда Мороза и логотипа компании; каков процент того материала, на который, не поленившись отыскать очки, внимательно посмотрит адресат; каков процент логотипов, которые будут таки увиденными и останутся в памяти? Мне думается, что невелик.

Итак, для того чтобы продемонстрировать заботу о клиенте и партнере, мы должны показать не только то, что нашли время опустить открытку в почтовый ящик, но и то, что инвестировали массу времени и усилий в разработку чего-то действительно интересного и полезного. Это непременно окупится и запомнится.

Третья цель рассылки — чтобы было не хуже, чем у людей

Это, по-моему, самая «близорукая» цель рассылки. Иногда нет времени, или дизайнера на проработку идеи календаря либо открытки, или денег на то, чтобы заказать печать с использованием качественных материалов. А рассылка всё равно осуществляется, чтобы не отстать от остальных.

Подобная стратегия не приносит ничего, кроме потраченного зря времени и потрепанных нервов. Существует множество альтернатив традиционной рассылке. Вот только некоторые их них:
электронная открытка, а лучше — коротенький е-mail с поздравлениями и открытка. Интернет может служить источником вдохновения, если на досуге заняться поиском и просмотром примеров электронных открыток, разработанных зарубежными дизайнерами;
поздравление по телефону — конечно, подобная стратегия будет направлена только на ключевых партнеров и заказчиков. Заранее формируется команда из сотрудников с отличными навыками общения, разрабатывается план звонков и начиная со второй недели декабря обзваниваются важные для компании лица;
оригинальные идеи или поделки как альтернатива традиционным типографским открыткам и календарям — возьмитесь за оригами, например. Елочка, выполненная в стиле оригами, станет отличным украшением рабочего стола любого офисного работника, а может, даже предметом гордости (рис. 2). Можно обратиться к кулинарному искусству или поделкам из сосновых шишек. Выполненное с умением, любое подобное произведение только подчеркнет эксклюзивность рассылки и заботу о клиенте.




Рис. 1. «Сделайте благотворительный взнос и доброе дело для окружающей среды, отправив эту рождественскую электронную открытку», — призывает Фонд дикой природы.



Рис. 2. Оригами и поделки как интересная и недорогая альтернатива традиционным новогодним и рождественским украшениям

В настоящее время я живу и работаю, постоянно перемещаясь между Мексикой и США, так вот тут подобные оригинальные поделки и подарки весьма распространены, особенно когда речь идет о средних и малых компаниях. Но это, наверное, тема для отдельной статьи.

Какой должна быть предновогодняя рассылка

Кстати, об оригинальных поделках и подарках — самое важное тут не перегнуть палку. Вообще, всё должно быть сделано со вкусом. Например, недавно мне на глаза попалась великолепная новогодняя (или рождественская) печатная реклама одной из марок бумаги (рис. 3). На ней изображена рука, комкающая лист бумаги и превращающая его в елочный шар, выполненный в технике оригами. Идея мне понравилась, и я, как обычно, распечатала образец рекламы и вложила его в мою специальную «папку идей» (о ней позже). Однако если какая-нибудь типография или поставщик бумаги решит выделиться из толпы, скомкает несколько десятков листков бумаги и разошлет их своим клиентам в качестве оригинального подарка-оригами, не думаю, что всем понравится подобная шутка. Одним словом, в поиске оригинальности всегда важно сохранять чувство меры, а также трезво оценивать креативные идеи — как собственные, так и посторонние.




Рис. 3

Каковы же критерии успешной предновогодней рассылки? Прежде всего оговорюсь, что речь не идет о качестве списка адресатов или ошибке в персонализации («Уважаемый Ирина Александровна»). Речь идет о самой идее, какой будет новогодняя продукция (традиционной или оригинальной), и если решение принято в пользу традиционки (открытка, календарь), то каким будет дизайн оных.

Краткость — сестра таланта

Руководя отделом рекламы и маркетинга на Украине, я на собственном опыте убедилась, что эффективная реклама зачастую означает не что иное, как соотношение стоимости рекламной площади к количеству информации, которое на ней удалось уместить. Большой блок, мало текста — плохой дизайн, плохая реклама. Маленький блок, но уместилось описание всех предоставляемых услуг с подробностями — великолепно выполненная рекламная задача. Подобная философия ни к чему хорошему не приводит, но, к сожалению, весьма распространена.




Рис. 4. Открытка от «Фольксваген»

В новогодней открытке совсем необязательно помещать большой текст — достаточно пожелать всего на свете, выразить надежду на дальнейшее плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Желательно, чтобы текста было немного и чтобы он по возможности был искренним и оригинальным, а не взятым с первого попавшегося сайта с поздравлениями в стихах. Например, на открытке фирмы «Фольксваген», показанной на рис. 4, вообще нет текста.

Простенько, но со вкусом

Дизайнеру подчас очень сложно обосновать потраченное на разработку открытки или календаря время, если самого дизайна мало. Поэтому некоторые дизайнеры, особенно начинающие или не желающие вступать в спор с начальством, загромождают открытки картинками и текстом так, что пустого места практически не остается. Однако иногда стоит следовать принципу «чем меньше, тем лучше» (рис. 5).




Рис. 5

Подарите что-то полезное

Давайте посмотрим критически на среднестатистические предновогодние рассылки. Заурядные открытки и календари сразу идут в мусорный бак. Интересные, красивые открытки и календари идут в мусорный бак немного позже, где-то после старого Нового года, когда все елочки, свечечки и шарики убираются в кладовую до следующего сезона праздников. В лучшем случае интересные образцы вместо мусора отправляются в копилку идей дизайнера или маркетолога, но там они выполняют совсем иную функцию: они не работают на узнаваемость марки или лояльность — они работают как источники вдохновения для будущих дизайнерских проектов. И только самые оригинальные, а главное — полезные вещи остаются на рабочих столах или в кабинетах. Например, календарь всем нужен. Но никто не будет держать в своем кабинете или на своем рабочем столе какой попало. А если это и не календарь вовсе, а нечто такое, что можно использовать вне офиса, например в автомобиле? То, что может выполнять не только декоративную, но и какую-то полезную функцию? Это было бы идеальным вариантом, так как на самом деле демонстрирует заботу о клиенте, а не о сохранении рабочих мест уборщиков в период новогодних праздников.

В случае с дизайном новогодней рекламы или подарочной продукции важно все-таки сохранять определенной консерватизм, ведь Новый год и Рождество — праздники традиционные, семейные. Нужно попытаться найти ту тонкую грань, которая разделяет традиции и новшество в дизайне.

Источник: www.compuart.ru