среда, 10 октября 2012 г.

Зеленый — это новый черный

Цвет – один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем слоган. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации. Первое, что бросается в глаза при прочтении рекламного объявления, – цветовая гамма. Вообще общий принцип построения любого печатного объявления таков: модуль должен выделяться и не должен раздражать.

Давайте попробуем систематизировать причины обращения к зеленому цвету в брендинге на примере известных и интересных брендов со всей планеты. Разумеется, все эти причины имеют под собой основания: культурные, исторические, природные, технические, языковые, и добраться до этих причин было бы интересно и полезно.

Вначале основные факты, стереотипы и ассоциации, связанные с зеленым цветом:
Зеленый цвет широко распространен в природе благодаря хлорофиллу — пигменту, при участии которого осуществляется процесс фотосинтеза. Мы привыкли видеть деревья, траву зелеными. Отсюда следующие ассоциации: природа, экология, натуральность, рост, обновление, свежесть.
Считается, что зеленый успокаивает нервную систему, т.к. находится в середине видимого спектра и практически никогда не вызывает раздражения: его восприятие требует от человека минимальных усилий. Отсюда следующие ассоциации: спокойствие, безопасность, открытость, разрешенность.
Зеленый — цвет валюты США. Этот цветовой ярлык закрепился еще до выпуска первых долларовых банкнот благодаря беспроцентным векселям, которые тоже были зелеными и получили название greenback. Отсюда следующие ассоциации: деньги, финансы.
Зеленый — цвет Ислама, а также национальный цвет Ирландии и её покровителя Св.Патрика. Отсюда следующие ассоциации: ислам и мусульманские страны, а также республики, Ирландия, Cв. Патрик, клевер.
Такие страны как Новая Зеландия, Италия и Бразилия также часто ассоциируются с зеленым цветом. Австралию вообще принято считать «зеленым» континентом.

Разумеется, есть и другие причины, которые могут зависеть от культурно-исторических особенностей, природной составляющей или даже языковых особенностей отдельного региона. Не стоит забывать и о личных пристрастиях клиента и, конечно же, маркетинге.
Мы разбили примеры на группы, исходя из причин появления зеленого цвета в фирменном стиле.



НЕЙМИНГ, КРЕАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Lacoste



Известного французского теннисиста Рене Лакоста окрестили «аллигатором» после того, как он заключил пари на чемодан из крокодиловой кожи. Лакост известен не только своими спортивными успехами на теннисном корте, но и тем, что произвел революцию в гардеробе теннисистов, появившись на корте в рубашке нового образца, известной нам теперь как поло. После того как Лакост ушел из тенниса, он основал компанию La Chemise Lacoste, по производству тех самых революционных рубашек-поло, символом которой стал зеленый крокодильчик. Тут цвет бренда оправдан этим образом.



Зеленый перекресток



В сентябре 2008 года всем известная сеть магазинов «Перекресток» открылa первый магазин премиум-класса под брендом «Зеленый Перекресток». В оформлении магазинов привычная сине-белая раскраска уступила место зеленым тонам — налицо прочная связка нейминга и цветовой гаммы.



Kiwi bank



Cимпатичный новозеландский Kiwi Bank славится своими креативными решениями, а также крайне активно использует зеленый цвет. Действительно, это же Новая Зеландия и киви.




НАТУРАЛЬНОСТЬ (ЭКОЛОГИЧНОСТЬ)



Garnier, The body shop, Animal planet



Если с косметическими логотипами Garnier и The Body Shop все ясно с самого начала (натуральная косметика, единение с природой и т. п.), Animal Planet и до ребрендинга был зеленым (да и каким еще быть логотипу канала про животный мир?), то с BP и Азбукой Вкуса есть смысл разобраться чуть более обстоятельно.



BP



Эта марка стала зелено-желтой задолго до появления современного символа — цветка Helios, напомним, что c 1989 по 2002 логотип представлял собой зеленый щит с желтой аббревиатурой. Компания известна своими социальными инициативами, однако бытует мнение, что все это вкупе с «экологичным» фирменным стилем лишь оправдание и прикрытие «грязной» деятельности крупнейшей нефтегазовой компании.



Азбука вкуса



Единым фирменным стилем сеть обзавелась в 2002 году, благодаря стараниям SCG London. Стоит отметить, что компания работающая в сегменте премиум пошла на весьма рисковый шаг, выбрав основным цветом зеленый. Однако, риск был оправданным и, через несколько лет, этому примеру последуют даже конкуренты. Компания известна своим сотрудничеством с Всемирным фондом дикой природы (WWF), которое продолжается с 2004 года, основная идея которой — дать возможность любому человеку сделать нашу планету немного чище и тем самым сохранить ее для детей и внуков. Покупатели сети могут вместо бесплатного
пластикового пакета приобрести бумажный экопакет, который легко разлагается и не вредит окружающей среде.



I Feel Slovenia



В 2008 году, Словения презентовала свой туристический бренд — I Feel Slovenia. Марьян Хрибар, директор Туристического Совета Словении, на презентации отметил, что зеленый цвет символизирует как cпокойный характер жителей Словении, так и удивительную природу края. От себя добавим, что леса покрывают площадь Словении практически наполовину — Словения является одной из самых «лесных» cтран Европы.



Skoda



На тему зеленого цвета в логотипе и коммуникациях Skoda у нас возникают противоречия: с одной стороны, сама компания заявляет, что зеленый в логотипе символизирует экологичность (а именно: производство без вреда для окружающей среды, защита окружающей среды, повторное использование материалов), с другой стороны, зеленый цвет в логотипе (до 1990 года логотип был синим) появился после того, как компания оказалась под крылом Volkswagen Audi Group, в которой синим логотипом обладает сам Volkswagen, так что маркетинговая подоплека, на наш взгляд, имела место быть.
Фирменный зеленый можно встретить не только в логотипе и рекламных коммуникациях, но и на самих автомобилях — зеленый цвет Rally доступен в спортивной линейке RS (на фото Skoda Fabia RS).




СВЕЖЕСТЬ



Прохладительные напитки





Зеленый цвет является одним из главенствующих в секторе прохладительных напитков. Если в премиум-сегменте Perrier выглядит скорее как исключение, то в цитрусово-имбирной группе зеленая упаковка — однозначный тренд. К сожалению имбирные эли от Schweppes и Evervess не так часто встречаются на полках отечественных супермаркетов, не говоря уже о Canada Dry или Sierra Mist, зато можно встретить Laimon fresh.



Мята/ментол




Зеленый также является идентификатором наличия мяты/ментола в продукте, будь то сигареты, конфеты, жвачка или даже шампунь.




ФИНАНСЫ




Чуть выше мы писали о закрепившейся благодаря цвету долларовых банкнот ассоциативной связке «деньги-зелень», а потому обнаружив не один десяток банков, окрашенных в зеленый цвет, можно только лишь иронично улыбнуться. И действительно — идеальный цвет для банков: тут и спокойствие (ваши деньги в надежных руках хранилищах) и рост (ассоциативная связка «посадил — вырастил — расцвело — дало плоды») и, разумеется, отсыл к самой общепризнанной валюте — долларам США. Аж за державу обидно...




КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ



Ислам

Как мы уже писали выше, зеленый цвет — священный в Исламе: символ райских садов, молодости и изобилия. Поговаривают, что некоторые мусульманские ригористы хотели запретить использование зеленых ковров, чтобы, наступая на них, не оскорблять честь и достоинство ислама.


Учитывая вышеизложенное, обилие зеленого цвета в Исламском мире легко объяснимо начиная с флагов, заканчивая брендами.Ниже представлены интересные «зеленые» бренды исламских стран:




Dubai Islamic Bank — созданный в 1975 году, стал первый банком, включившим принципы ислама в направления своей работы, является крупнейшим исламским банком в ОАЭ.






Etisalat — телекоммуникационный провайдер со штаб-квартирой в Абу-Даби, ОАЭ






Nasair — молодая авиакомпания (образована в 2007 году) из Саудовской Аравии

К слову, не стоит забывать и о ближайших соседях: тот же Татарстан очень плодовит на зеленые бренды — Татнефть, хоккейный клуб АК Барс, сеть по продаже бытовой техники и электроники Domo и многие-многие другие... В Татарстане почти все зеленое.



Pula



Как ни странно, стран-брендов и городов-брендов, выстроенных на главенствии зеленого цвета очень мало, такое ощущение, что заказчики почти всегда хотят получить что-то мультицветное и никто не хочет быть ассоциирован с экологией и зеленью. Исключение составляют только упомянутый туристический бренд Словении и маленький хорватский городок Пула.
В случае с Пулой, присутствие зеленого в фирменном стиле обусловлено преемственностью к флагу и гербу города (исторически это был желтый крест на зеленом фоне), однако стоит отдать должное дизайнерам из Parabureau — тема желтого креста на зеленом фоне раскрыта замечательно!



Boston celtics



Один из старейших баскетбольных клубов США, 17 раз становившийся чемпионом НБА. Знаменитый логотип с лепреконом, который был нарисован еще в начале 50-х и зеленый цвет формы, продиктованы этническим
составом Бостона тех лет — город был густо населен ирландскими мигрантами, а зеленый, как известно, национальный цвет Ирландии.


Стоит отметить регулярное сотрудничество клуба и компании Adidas: зеленые модели кроссовок, посвященные Celtics, неоднократно выходили как в контексте NBA-серий, так и отдельно:







ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТ КОНКУРЕНТОВ



Европейские пивоваренные компании

На пивных полках зеленый также играет важную роль: Голландские Heineken и Grolsch, датские Carlsberg и Tuborg green, австрийский Gosser, и это не говоря уже о нишевых и локальных продуктах: Клинское, Green beer и пр.




Главенство зеленого цвета у перечисленных брендов тесно связано с цветом бутылочного стекла. Однако установлено, что бутылки из темно-коричневого стекла пропускают меньше света и, соответственно, лучше сохраняют пиво. Так почему же ведущие европейские производители используют зеленое стекло? Налицо явная маркетинговая подоплека, поскольку пива в бутылках из коричневого стекла хоть отбавляй, а отличаться как-то надо. Однако некоторые источники (близкие к миру пивоварения) говорят о том, что после Второй мировой войны в Европе был дефицит коричневого стекла и европейские пивоваренные компании стали массово использовать зеленое стекло и, как мы видим, сохранили эту традицию и по сей день.



S7



S7 — одна из самых ярких авиакомпаний на взлетно-посадочных полосах всего мира. Своим зеленым стилем сибиряки обязаны Landor — одному из наиболее титулованых агентств на ниве брендинга. Яркое цветовое решение делает самолеты S7 непохожими на массу сине-голубых авиаперевозчиков — самолеты этой авиакомпании хорошо заметны в любом аэропорту и радуют глаз своей сочной и яркой окраской в любую погоду, особенно в снежную. Достоверно неизвестно, задумывались ли создатели фирменного стиля о том, как будет выглядеть самолет на фоне заснеженных сибирских просторов, но результат получился отменным.



МегаФон



МегаФон является самым зеленым мобильным оператором неспроста: в свое время зеленый цвет помог бренду отстроиться от основных конкурентов — сине-желтого Билайна (до 2005 г) и желтого мтс’a (до 2006 г), а на данный момент, зеленый отлично передает инновационность (зелень — свежесть — инновации) и новаторский дух компании, заложенные в миссию бренда.



Intouch



Цвет бренда Intouch был именно «вычислен», зеленый был выбран по причине того, что выводя новый бренд на рынок страхования, хотелось застолбить за собой в том числе и цветовую гамму, и зеленый цвет подходил для этого больше всего, так как в нем не было серьезных федеральных игроков.




JUST GREEN

В эту группу мы собрали всем известные бренды, которые являются зелеными по неопределенным причинам: у кого-то сложилось исторически, у кого-то — на момент создания лого проявились стилистические предпочтения владельцев бизнеса. К сожалению, не вся информация является открытой и не всем источникам можно доверять, а потому будем считать, что в отношениях с нижеперечисленными брендами мы сохраняем нотку интриги.



Источник: www.adme.ru