понедельник, 28 ноября 2011 г.

Бумага и экран: кто сильнее?

Вспомните картинку обычного утреннего завтрака в начале прошлого века. Для большей наглядности пусть она изображает среднестатистическую американскую семью. Дети, с аппетитом уплетающие кукурузные хлопья с молоком. Мать, ставящая перед отцом свежеприготовленную яичницу с беконом. И глава семейства, неспешно пьющий кофе и читающий утреннюю газету. Это стало таким привычным, особенно с приходом кинематографа, что отказаться от этого стандарта благополучия трудно и даже немного страшно. Но жизнь неумолимо несётся вперёд, меняя привычный уклад. Завтрак заменил перехваченный по дороге на работу кофе в одноразовом стаканчике, а вместо шуршащей и пахнущей свежей краской газеты – интенет. Музыкант Дэвид Бирн, в предисловии к книге Дэвида Карсона, сказал: «Пятисотлетний цикл книгопечатания завершается на наших глазах. Наступает конец печати, уход человечества от материального и сенсорного». На вопрос «Так ли это?» пытались ответить дизайнеры ведущих российских периодических изданий на второй международной конференции«Дизайн СМИ: Тренды 21 века».


Если говорить честно, то на горло печатным изданиям уже давно наступил веб, который обзавелся даже собственными стандартами. Порталы, стремящиеся выделиться во всемирной паутине, всё чаще используют оригинальные методы подачи информации, как например инфографику. Алексей Новичков, ведущий дизайнер инфографики в РИА «Новости», считает, что этот вид искусства для периодических изданий обязан иметь шаблоны. Это минимизирует время на создание ежедневных проектов, ведь РИА «Новости» выпускает по 5-6 инфорграфических работ в день. В качестве рабочего инструмента в агентстве используют Adobe Illustrator. Новичков замечает, что использование платных шрифтов недопустимо. Не обходится без казусов. «Мой опыт выявил интересный парадокс: несмотря на высокую ценность некоторых проектов, их популярность низка. Например, при выборе темы «Большим театром после реконструкции. 3D-экскурсия» и «Ртуть в рыбе и морепродуктах» пользователи выбирали второй вариант. И это притом, что работа над первым проектов заняла больше трёх дней».

Арт-директор MediaLine Константин Юшин, чуть не попавший в книгу рекордов Гиннесса за разработку дизайна для более чем 150 изданий, делает высокие ставки на iPad-версии для периодики. Это разумно, ибо планшеты завоёвывают жизненное пространство с пугающей скоростью. По оценке JP Morgan, в 2012 году в мире будет продано не менее 72 млн планшетов. Во главе угла – удобство. Можно взять с собой не один, а двадцать журналов. Планшетные версии журналов не привязаны к количеству полос, могут использоваться функции, недоступные бумажным собратьям. Существуют различия в подготовке журналов для печати и планшетов, так как для последнего нужно верстать в горизонтальном и вертикальном форматах.
Арт-директор газеты «Деловой Петербург» Иван Анишев считает, что журнал продает его обложка. Hand-made-подход к её созданию увеличивает количество подписчиков, чем и занимается команда газеты.
Что наступит скорее: конец света или конец печати? Евгений Кантарджи, арт-директор «ЭкспоМедиаГруппа», предпочитает вариант «для каждого конец света свой». Закат печатного искусства неумолим, и это реальность, с которой придется мириться всем. «Если вы работаете в индустрии печати, то пора задумываться об изучении новых технологий и об адаптации к меняющимся условиям».

Источник: Publish